Как добиться успеха на выборах?
1.
В чем важность региональных и
местных выборов? Есть ли вообще смысл в них участвовать?
Сейчас в протестном движении идет
активная дискуссия на эту тему. Довольно широко распространена точка зрения,
что выборы в регионах и в муниципалитетах, да и выборы вообще - не нужны. Прямо
говорится, что выборы нечестные и участвовать в них поэтому не надо. Вопрос
ставится так: только большая протестная акция в Москве, когда выйдут миллион
человек, может что-то изменить, а выборы, в том числе и в регионах, - это игра
по правилам системы и легитимация самой несправедливой системы.
Мы, три сопредседателя, а также
члены бюро ФПС партии неоднократно обсуждали этот вопрос, и мы категорически не согласны с
такой постановкой вопроса. Мы считаем, что выборы не только важны, мы считаем,
что участие в региональных и местных выборах, необходимо. Потому что речь идет
не только и не столько о мандатах и голосах, речь идет о борьбе за умы
миллионов людей! И мы можем бороться дальше за умы миллионов людей исключительно
внутри центра Москвы, не выходя в регионы, но это заведомо проигрышная
стратегия.
Если
мы хотим изменить ситуацию в стране, надо работать в стране. Если мы
хотим изменить настроение миллионов людей, надо работать с миллионами людей. И
самый лучший инструмент для работы с миллионами людей - это участие в
региональных и местных выборах. Это работа с огромным количеством людей, это
продвижение нашей программ, наших ценностей, наших кандидатов. Выборы - лучший
способ прямой работы с гражданами – там, где они живут и работают.
Второй аргумент - все демократические революции за последние
десятилетия начинались с выборов, так было в Югославии, так было в Грузии, так
было на Украине, в Египте. Сначала проходили выборы, власть их
фальсифицировала, потом начиналась волна народных возмущений, и наступали
перемены.
Почему мы говорим только о
федеральных выборах, а разве не могут начаться изменения в настроении людей
после фальсификаций в Воронеже, или в Саратове, или в Екатеринбурге? Могут, и
мировая история знает таких примеров немало. Поэтому активное наше участие в
выборах – необходимое условие перемен в стране, за которые мы боремся.
2.
Что
касается нашей партии, мы считаем, что, если региональная организация не
участвует в выборах, значит она несостоятельна, она непрофессиональна, она
существует только на бумаге. У региональной организации, которая не идет
на выборы, нет людей, нет позиции, нет работы, нет ресурсов, она ни на что не
годится. С моей точки зрения, участие в
выборах - это основной критерий оценки дееспособности
региональной организации партии!
Мы вынесли вопрос о выборах в
сентябре 2013 года на сегодняшнее заседание политсовета исходя из того, что
важнейшей задачей РПР-ПАРНАС являются именно
выборы. Мы начинаем эту работу заблаговременно, не за месяц, не за два, мы
начинаем ее фактически сразу, после завершения предыдущего избирательного
цикла, в котором партия приняла активное участие. У нас с вами коллеги, есть
время подготовиться к этим выборам, если мы начнем это буквально с сегодняшнего
дня. Я убежден в том, что идти на выборы надо, во всех регионах, и везде стараться
показывать максимальный результат.
Я числюсь на учете и активно
работаю в Алтайской краевой партийной организации. Наша организация приняла
участие в выборах. И прошла в Барнаульскую городскую думу – впервые после
многих лет запретов и гонений. Тем самым показав пример конкретной и успешной борьбы
за наши ценности.
3.
Для того, чтобы у нас в сентябре 2013
года был успех, необходимо наличие пяти главных условий:
Условие
первое, и главный наш ресурс - время: кто раньше начнет подготовку, тот большего
добьется. Выборы будут объявлены в июне 2013 года. В середине сентября
состоится само голосование. Значит, уже к
июню у нас должно быть готово все. Значит, у нас с вами осталось полгода для
подготовки. Если мы с завтрашнего дня не начнем энергичную подготовку к июню и
к сентябрю, мы просто не успеем ничего сделать. Более того, есть фактор
опережения, кто опередит другие партии, проведет переговоры и заручится
поддержкой сильных кандидатов, тот и выиграет. Кто начнет это делать последним, придет к «шапочному
разбору», провалится на выборах. Поэтому первое, к чему я вас призываю, первый фактор успеха – время. Начинать надо было вчера, но давайте начнем хотя бы сегодня.
4.
Второй
фактор – программа партии. Не случайно мы раздали вам брошюру, которую
я привез из Барнаула, «Новый Барнаул». В Барнауле мы пошли на выборы строго по
классическим правилам участия в выборах. Сначала в июне месяца в городе была
сделана социология, которую мы заказали московскому «Левада - центру». На
основе социологии, была выявлена иерархия проблем города, это то, что сказали сами барнаульцы, что их больше всего беспокоит.
Затем мы заказали профессиональным экономистам подробную программу решения
десяти ключевых программ города Барнаула (от тарифов ЖКХ до дефицита мест в
детских садах). В принципе, проблемы
типичные, вы их можете адаптировать в своих городах, поэтому я предлагаю вам
широко пользоваться этой разработкой.
Наша основная проблема, с которой
мы столкнулись в Саратове, и в Барнауле, на старте избирательной кампании – стартовая известность партии равнялась нулю.
Если вы входите в избирательную
кампанию, когда в вашем регионе никто не знает бренд партии, поднять его - задача исключительно тяжелая. Вот в Барнауле, мы смогли за месяц с нуля до
10% поднять. В Саратове, чуть меньше, но
это потребовало гигантских усилий. Для того, чтобы эти усилия не предпринимать в
последний момент - с июня по сентябрь, я
призываю вас всех уже завтра задуматься над разработкой плана партийный акций и
политических кампаний и связанного с ним медиаплана - для повышения известности партии в вашем регионе.
На что должен опираться этот план
действий и медиаплан? У партии должна
быть в регионе главная тема, по которой партия ведет работу. Приведу пример
эффективной работы - «Яблоко» в Санкт-Петербурге. На протяжении последних пяти
лет «Яблоко» в Санкт-Петербурге, имело одну
тему, это «газоскреб», это небоскреб Газпрома, в центре исторической части
Петербурга. «Яблоко» сумело в глазах граждан стать партией, которая
ассоциировала себя с успешной (!) борьбой с этим газоскребом. «Яблоко»
победило. «Газоскреб» перенесли из центра Петербурга на окраину. В итоге
«Яблоко» получило 15% на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Это модель. Была тема, тема волновала
горожан, партия ей занималась, боролась, писала запросы в суды, митинги, пикеты
и т.д. и, работая на этой теме, партия получила не только известность, но и
популярность и широкое доверие. Поэтому
первый вопрос, который вы должны себе задать уже сегодня, какая будет тема
нашей кампании.
Вот, например, по Новосибирску мы
обсуждали, у них возможная тема – общественный транспорт полностью
блокированный, город в силу этого парализован, партия сейчас будет
разрабатывать план решения этой проблемы, план своих политических акций, медиаплан.
Для Сергея Михайлова, Республики Алтай главная тема, это защита Алтая от
браконьеров, от газопровода, от загаживания замечательной природы, уничтожение
природы, от коррупции и т.д. Они ведут
эту тему много лет, и как результат, Сергей является депутатом регионального Парламента,
который по этой теме прошел и партия тоже пройдет. Еще пример успешного
продвижения главной темы – Евгений
Ройзман в Екатеринбурге с его борьбой с наркоманией.
С завтрашнего дня надо энергично
и целеустремленно продвигать в ваших
регионах бренд партии. Тема партии в
регионе должна быть значимой для жителей региона, острая, тема должна
однозначно ассоциироваться с партией РПР-ПАРНАС, с вами. Ни в коем случае не
следует постоянно менять тему, нужно быть настойчивыми и последовательными в ее
продвижении. И если вы за эти полгода сумеете сделать это, это гарантирует вам
прохождение в парламент любого уровня.
5.
Третье
условие успеха – кандидаты. В Саратове, Барнауле и Тыве, нам удалось
организовать оптимальную модель по подбору кандидатов. Наши списки состояли из трех типов кандидатов.
Первая составляющая, партийный актив. Это члены партии,
которые бьются за партию, мотивированы, идут в списках и по округам.
Вторая составляющая, бизнес. Бизнес, это те люди, которые не
только разделяют наши ценности, но еще и дают деньги на избирательную кампанию.
Был такой бизнес в Барнауле, был такой бизнес в Саратове, был такой бизнес в Тыве.
Это позволило нам собрать минимально необходимые ресурсы на избирательную
кампанию.
И третья составляющая – активные общественники. Не члены партии,
которые не могут сами идти в депутаты,
потому что только партии могут выдвигать кандидатов. Они ищут партию, которая могла бы их
выдвинуть. И мы им говорим, вот есть РПР-ПАРНАС, идите с нами. Так было в
Саратове, там все «протестанты – декабристы» пошли по нашему списку. В Барнауле также все
"декабристы", протестанты шли
по РПР-ПАРНАСу, то же и в Тыве. Кроме того, еще и в Барнауле и в
Саратове мы привлекли других авторитетных общественников – экологов,
автомобилистов, людей которые борются за права людей, в т.ч. в сфере ЖКХ. Итак,
задача, которую вы должны начать срочно решать завтра, это формирование корпуса кандидатов. Три составляющих, партийный актив,
бизнес, который готов вложиться в кампанию, и авторитетные общественные фигуры.
Не надо заставлять вступать всех их в партию. Просто говорите, мы предлагаем
партию, как площадку, мы вас выдвигаем, вы беспартийные, но они за счет
авторитета и активности, дают партии голоса. А партия дает им возможность
эффективнее решать свои общественные задачи.
6.
Здесь же в третьей теме, коротко
добавлю тему коалиций. Важная очень
тема.
В сентябре нам повезло, мы шли
практически без конкурентов, потому что не зарегистрировалась еще новая партия
Прохорова, не успел зарегистрироваться «Демвыбор» Милова. В
сентябре следующего года ситуация будет принципиально иная, сложнее, чем
сегодня. Потому что есть уже «Яблоко», формируются структуры Прохорова, получил регистрацию Милов. Еще возможно
создание партии Навального. Может случиться так, что в отличие от сравнительно тепличных условий
сентября-октября этого года, в следующем году мы столкнем с более жесткой
конкуренцией на демократическом фланге.
Что показал опыт Саратова,
Барнаула? В Барнауле была неудача с коалицией, в Саратове получилась коалиция.
В Саратове мы создали коалицию с Прохоровым, с Миловым и даже с «Яблоком», что
вообще исключительный случай - все выступили в нашу поддержку. В Барнауле мы
выдвинули на 20 округов только 6 кандидатов по одномандатным округам, имея в
виду, что по остальным 14 округам мы поддержим представителей КПРФ, эсеров и «Яблоко»
и создадим с ними единый блок, опубликуем листовки и призовем всех людей голосовать за 20 коалиционных кандидатов. Не
вышло. "Яблоко" выдвинулось по большинству округов. Эсеры по всем
округам. Коммунисты по всем округам. В итоге, если вы выдвигаете всех
одномандатников, пусть даже слабых, они тянут партию вверх. Потому что если кандидат
хоть что-то делает, он все равно партию поднимает. В итоге, мы шли в 6 округах из 20, а наши
конкуренты продвигали свои партии в 20 из 20. Конечно, это уменьшило наши
результаты, а все кандидаты от оппозиции проиграли в своих округах. Единороссы
выиграли все одномандатные округа города,
а все коммунисты, эсеры и мы все проиграли. В то же время, если бы мы сделали
коалицию, то мы имели бы шансы выиграть.
Поэтому
по коалициям простой совет. Попытку выстроить коалицию обязательно сделать
надо, но не без особых иллюзий на этот счет. Логика партийная заставляет партии
выдвигаться везде, потому что когда ты выдвигаешься везде, как я сказал, твои
одномандатники тебя тянут вверх. Поэтому корыстная, «шкурная» логика партий
заставляет их выдвигаться везде и сталкиваться друг с другом.
7.
Четвертое
условие успеха - ресурсы. Ресурсы это: деньги, медиа, люди. Про
деньги я сказал - и в Тыве и в Саратове и в Барнауле мы нашли местный бизнес, который
профинансировал кампании.
Медиа: у нас были дружественные
медиа в Саратове, дружественные медиа в
Барнауле и одна дружественная газета в Тыве. В
Тыве мы, кстати, провели (мало, кто даже в партии знает) двух депутатов
на районном уровне.
И люди - это главный актив. Это
огромный ресурс. Явка везде в наши времена крайне низкая. Реальная явка в
Барнауле была 12%, реальная явка во Владивостоке была 11%, в условии такой
низкой явки 50 ваших активных друзей могут дать лишний процент. Поэтому заранее
нужно попросить каждого вашего активиста составить список друзей, знакомых,
однокашников, родственников, за которых они будут нести персональную
ответственность, обзванивать всех во время кампании и в день выборов. У нас в
округе Южный в Барнауле, был самый высокий в городе процент за РПР-Парнас из-за
того, что наш кандидат встретился с хоккейным клубом, где были его друзья, на
встрече было 60 человек. Понравился этим 60 людям, помог им с хоккейной
площадкой, те сказали родственникам, это всего 300-400 голосов и мы получили
самый высокий процент в городе.
8.
И
последнее пятое условие успеха – избирательный штаб. Уважаемые
коллеги, прошу вас осознать, что без профессионального штаба выборы не
выигрывают. Выборы не выигрываются самим кандидатом. Задача кандидата -
встречаться с людьми. Работу должен организовывать штаб. Штаб должен состоять
из профессионального начальника штаба,
который умеет проводить избирательные кампании. Поэтому мы запланировали обучение
будущих наших руководителей избирательных штабов, которые к июню должны будут
готовы приступить к этой ответственной работе.
Второе, что нужно в штабе, это пиар-группа, люди, которые разрабатывают
медиаплан кампании и осуществляют его.
Третье, что нужно в штабе, группа по работе «в поле». Это те, кто организуют
работу наших агитаторов, кто приводит наших сторонников на выборы. Это то, что пока
что умеет делать лучше всего «Единая Россия». Это профессиональная, тяжелая,
ответственная работа.
Наконец, обязательно нужны знающие
юристы, мы также планируем подготовить группу юристов к следующим выборам.
Снова приведу пример Барнаула. В Барнауле партию пытались сначала не
зарегистрировать, мы выиграли, потом снять нашего самого сильного депутата, мы
выиграли в суде. Но для этого пришлось нанимать опытных московских юристов.
Мы постараемся к июню месяцу
обучить группы юристов, политтехнологов, начальников штабов. Мы планируем
провести серию семинаров межрегиональных для регионов, которые идут на выборы.
Первый такой пилотный семинар мы провели недавно как раз в Барнауле.
9.
После 7 лет запретов мы получили
регистрацию только в июле, а наши регионы, которые участвовали в выборах: Саратов, получил регистрацию за три до
окончания выдвижения, а Барнаул получил за день до окончания выдвижения. И еще мы
пошли на выборы в Тыве, в нескольких районах.
В Барнауле, мы реально получили
порядка 10%, но с помощью «круизного голосования», которое устроила
"Единая Россия", она увеличила явку на 25 тысяч голосов, которые все
пошли "партии власти" и мы официально получили около 6% и 1 мандат, в
Саратове мы провели очень сильную яркую кампанию, но к сожалению не смогли
пройти. Там были массовые фальсификации и Единая Россия получила 80%. Тыва
- наша партия пошла на выборы в трех
сельских районах. В одном из них нас не зарегистрировали, 5 человек объявили
сухую голодовку, после того, как поднялся шум на федеральном уровне, их
зарегистрировали, они вышли из сухой голодовки и взяли 2 депутатских места.
Учитывая, что Тыва, это очень жесткий регион, регион Шойгу, это тоже можно
считать нашим успехом.
Итак,
наш опыт показывает, что если региональная организация имеет и активно
продвигает важную для населения региона тему, находит сильных кандидатов и
умеет строить коалиции, умеет собирать и эффективно использовать основные
ресурсы (деньги, медиа, люди), формирует эффективный избирательный штаб и реализует
удачную избирательную стратегию, то партия вполне может претендовать на
успешное выступление на выборах.